Как поймать убийцу и не сойти с ума. Почти обзор игры.
Немного размышлений
Страх — это не порок, а лишь инстинкт, который иногда служит человеку во благо, а иногда и во вред. Солдат, идущий в психологическую атаку с одним лишь ножом в руке против вооруженных огнестрельным оружием врагов, может как испытывать страх, так и не испытывать его, всё дело лишь в его собственном настрое и силе воли, силе характера. Чтобы не испытывать страха солдаты могут дурманить своё сознание наркотиками, алкоголем или специальными психотропными препаратами, но при этом он всё ещё остаётся человеком, который может быть выведен из строя единственным выстрелом.
Но некоторые напротив, не пытаются заглушить и перебороть в себе страх, а стараются испытать это чувство ещё раз. Вначале были книги, после этого кинематограф, а в последние два десятилетия для этого появился ещё один отличный способ — видеоигры. Они дают те же ощущения, что и фильмы, но благодаря интерактивности, гораздо более глубокие. Одну из таких игр мы и рассмотрим.
Начало игры. Тот самый грязный переулок
Переходя к делу
Condemned: Criminal Origins — это продукт компании Monolith , любезно изданный в странах СНГ компанией Софт Клаб. Вышла она в 2005 году, поэтому логично предположить, что технически игра смотрится довольно средне, по крайней мере для 2011 года, в год такой красивой, но увы, бездушной игры, как Crysis 2. Но, к счастью, графика здесь занимает не первое и даже не второе место, хотя честно признаюсь — некоторые кадры завораживают.
Итак, на протяжении всей истории мы играем за Итана Томаса, агента ФБР, который уже спустя час игры теряет свой официальный статус блюстителя закона и порядка и обретает не менее интересный статус беглого преступника. Начинается всё довольно миролюбиво, по крайней мере для игры «про детектива» (фу, плохой L.A. Noire, фу, брось) — мы приезжаем на место очередного убийства, в каких-то абсолютно непроходимых трущобах мегаполиса, где крысы съели в округе всех котов, а оставшиеся прячутся по подоконникам первых и вторых этажей, в надежде, что их возьмут из этих ужасных переулков. Валяются черные мусорные мешки, вокруг которых кружат мухи, и валяются шприцы. Рваные грязные газеты и мёртвые птицы. Спят бомжи на картонных коробках, возле мусорных бачков. Догорает костёр в срезанной бочке.
Идём за напарником к месту преступления
Оставляем в этом небезопасном месте машину и идём следом за своим напарником, который приехал немного раньше вас и уже успел осмотреться на месте преступления. Заходим вместе с ним в затянутый желтыми полицейскими лентами подъезд и несколько минут пробираемся сквозь заваленное мусором здание. Первое что бросается в глаза — освещение. Оно тут настолько великолепно, что в некоторые моменты просто не замечаешь мутные текстуры и посредственные модели объектов окружения (опять же, по меркам 2011 года). Качающиеся на сквозняке плафоны светильников, с зажженными в них лампами, которые отбрасывают слабые ломанные тени из-за каждого угла. Заваленные строительным и бытовым мусором коридоры. Лежанки-картонки на полу, в грязных комнатах, на полу которых видны следы небольшого костра, а по углам разбросаны использованные одноразовые шприцы и консервные банки.
Как вы понимаете, дизайнеры постарались на славу — атмосфера здесь создаётся очень густая и тёмная, как дёготь. Кроме игры света и тени у игры есть ещё огромный плюс — это её дизайн. Как понятно из вышесказанного, он тут на высоте, причём на такой, которая доступна далеко не каждому из новых разработчиков.
Театр больного убийцы. Убитая девушка и одетый манекен
Про дела насущные
После вступления и первичной завязки сюжета начинается сама игра. Большую часть игрового времени, вы проведёте в закрытых помещениях, прижимаясь к стенам, вздрагивая от каждого шороха, ожидая, что из-за угла выбежит наркоман с обрезком трубы и переломает вам половину костей. Схватки тут динамичны, есть орудия ближнего и дальнего боя, а так же любимый инструмент мускулистого блондина из другой игры — сапог.
Огнестрельное оружие встречается тут очень редко, патронов всегда не хватает (дай Бог, чтобы в том пистолете в оружейном шкафу была полная обойма), пожалуй единственным постоянным средством для временного вывода противника из активно-агрессивного состояния в пассивно-задумчивое является электрошокер, который выстреливает два электрода на стальной проволоке на расстояние около 5 метров, при попадании вызывая кратковременные, но интенсивные судороги у жертвы (примерно на 4-5 секунд). Дробовики попадаются чуть реже пистолетов, да и особого смысла в них нету, они большие и громоздкие, убойная сила практически та же, как и у пистолета, как бы странно это не звучало. Меткий выстрел из пистолета практически всегда убивает врага с первого попадания, но тут плохую услугу может оказать отсутствие прицела, даже по мушке, то есть стрельба ведётся «от бедра».
Спина напарника и медведообразный главный герой
Арсенал же холодного оружия куда более богат: тут вам и обычная арматура, и обломки труб разных калибров, и лопаты, и доски, и пожарные топоры с кувалдами, и, в конце концов ваш сапог, которым, при удачном ударе, можно выбить врагу добрую половину зубов. Управиться с куском арматуры на первый взгляд просто — «бей и беги» или «бей до победного», но это немного не так. Как и у многих игр, так и у этой геймплейный потенциал раскрывается только при прохождении на максимальном уровне сложности, это учит вас вовремя блокировать удары, рассчитывать заранее схватки с несколькими противниками в замкнутом пространстве, а так же более вдумчиво следить за сюжетом, вдруг там подскажут что-то, что облегчит нам жизнь в этих проклятых трущобах?
Смотрим, сколько осталось патронов после очередной стычки
Пара слов о супостатах
Враги хоть и являются, в основной своей массе, наркоманами и бандитами, которым нечего терять, кроме своей никчёмной жизни, но они способны серьёзно навредить вам. Большинство вооружены обломками досок или обрезками труб, но встречаются среди них и более опасные личности, которые смогли где-то раздобыть огнестрельное оружие, хотя пользуются они им из рук вон плохо, но если смогли зажать в углу или попасть вам прямо в живот разрушительным ураганом из дроби — можете попрощаться с жизнью и надеждой на оправдание в глазах сослуживцев. Ведь я вам уже говорил, что нас жестко подставили? Ну так вот, говорю.
Так вот, эти самые наркоманы дерутся как истинные берсерки, которые во времена викингов внушали ужас своей яростью даже своим союзникам. Они вполне могут с диким криком бежать прямо на направленный в их сторону толстый срез ствола дробовика, который может оборвать их жизнь всего за мгновение. Однако если у вас в руках только обломок трубы — придётся вступить в борьбу с натуральными психами. Классическое противостояние обычно выглядит так:
Местами кадры завораживают
Вы крадётесь по захламлённому залу, который освещает единственная тусклая 40-ваттная лампочка, висящая под потолком. За дверью раздаётся шуршание, вы замираете, вслушиваетесь в напряженную тишину и решаетесь идти дальше. Случайно наступаете на битое стекло, которое начинает ужасно громко трещать под вашими ботинками. Дверь, за которой раздавалось шуршание, открывается, в неё входит человек в грязной одежде с давно не мытой головой и зажатой в руке монтировкой. Смотрит, как вы крадётесь, зажав в одной руке фонарь, а в другой обломок трубы. Реагирует на вас, как на однозначную опасность и начинает звать на помощь, в это же время бросаясь на вас. Вы замахиваетесь обрезком трубы. Враг подныривает под вашу правую руку и изо всех сил бьёт вас плечом в правый бок. Вы теряете дыхание, падаете на пол. Открывается дверь в другом конце помещения, в котором возникает сгорбленный силуэт в толстовке с накинутым на голову капюшоном и зажатым в руках дробовиком. Вы собираете последние крупицы воздуха, что из вас выбили, и достаёте из кобуры электрошокер. Целитесь в первого врага, который уже встает с колен и, ободрённый появлением союзника, готов бросится в очередную атаку. Выстрел шокера совпадает с выстрелом из дробовика. Иглы шокера пронзают одежду, вонзаются глубоко в кожу и временно выводят из строя первого врага. Выстрел из дробовика выбивает горсть щепок из стены над вашей головой. Враг снова целится. Вы замахиваетесь трубой и кидаете её в незнакомца в толстовке. Труба вскользь задевает ему голову, но он всё равно слегка оглушен и пятится назад, в дверной проём. Вы вскакиваете, с низкого старта бежите в сторону оглушенного врага, по пути хватая со стеллажа обрезок арматуры. Замах. Удар. Замах. Удар. Пинок. Низкий хрип, переходящий в бульканье. Тело врага медленно оседает, оставляя на полу и стене кровавые разводы. Вы берёте дробовик, разворачиваетесь и получаете сокрушительный апперкот в челюсть от первого противника, который уже пришёл в себя после воздействия шокера. Выбивает из рук дробовик. Пытается по широкой дуге заехать кулаком вам в левую скулу. Вы бьёте его ногой в колено, там что-то отвратительно хрустнуло. Враг пятится, неистово вопя от боли. Вы поднимаете обломок трубы, который кинули в начале схватки. Замахиваетесь. Бьёте. В последний момент противник пытается уклониться, удар приходится не по голове, а по плечу. В руках наркомана появляется оборонённая им монтировка. Широкий замах. Блок, руку врага с монтировкой, по энерции откидывает назад, но он и не думает её останавливать. Бандит, показывая неплохое умение вести бой с холодным оружием,не сопротивляется кинетической энергии монтировки, он разрешает руке сделать пол-оборота, и она со свистом рассекает воздух, проходя в считанных сантиметрах от подбородка главного героя, который отошёл на шаг от противника. На второй круг энергии не хватает, вы снова нападаете на врага. Он блокирует ваш удар, но вы внезапно находите брешь в его защите и наносите сокрушительный удар под дых. Пинок. Соперник барахтается в куче строительного мусора, в трёх метрах от вас. Вы быстро находите взглядом дробовик, хватаете его и стреляете в барахтающееся на полу тело. Сдавленный крик, брызги крови, судороги. Контрольный выстрел в незнакомца в толстовке. Кислый запах пороха. Запах пота и крови. Комнату вновь накрывает гулкая тишина и пыль, поднятая вознёй на полу, медленно оседает...
Тот самый убийца. По внешнему виду не лучше главного героя
Да, именно так здесь и происходят драки, только гораздо быстрее. Например описанное выше противостояние не заняло бы и 20 секунд, что уж говорить о обычных стычках один на один.
Про остальное
Но однако не стоит забывать, что это игра про полицейского, а это значит, что для поиска улик и следов у нас есть целый шпионский арсенал.
Предмет
Описание
Сэмплер собирает физические образцы с места преступления.
3D сканер позволяет собирать информацию об объектах.
Цифровая камера позволит запечатлеть сцену преступления.
В УФ можно увидеть кровь и другие органические субстанции. Улики в УФ светятся ярко фиолетовым.
Луч лазера может выделять широкий ряд исследуемых элементов. Доказательства при луче лазера будут выглядеть как ярко зелёные.
Газовый спектрометр может поглощать запахи и летучие элементы. Чем больше панелей подсвечено, тем ближе вы к источнику запаха.
Инструментарий нехитрый, но с его помощью реально интересно искать улики. Например с помощью лазера можно найти следы проявочной жидкости, с помощью которой проявляли снимки, и по этому следу попытаться отследить путь подозреваемого. Таких ситуаций масса, и несмотря на то, что большинство из них сюжетные, они доставят немало удовольствия.
Сюжет наличествует, но откровений он не выдаёт, хотя местами следить за ним довольно увлекательно. Конец истории так же интригует.
Дробовик большой, мощный и готов превратить врага в окровавленую кучу мяса
[line]
Не хитрый вывод без оценки
Итак, что же следует вынести из вышесказанного?
Во-первых — это игра не про сюжет, а про атмосферу. Атмосферу страха, запущенности, постоянной угрозы и грязи. Атмосферу сумашедшего города и сумашедших жителей трущоб. Атмосферу таинственной цепочки убийств и, собственно, убийцы.
Во-вторых — это игра не про графику, а про стиль. Но его я описывал достаточно ярко, поэтому тут воздержусь от дальнейших его восхвалений.
В-третьих — это не легкомысленный шутер, а вдумчивая борьба с ипользованием холодного оружия, но в тоже время она до предела наполнена хаосом звуков и действий.
А теперь пусть каждый решит для себя сам, что ему важно. И соответственно своим желаниям пусть поставит оценку.
За сим откланиваюсь, с вами был ваш психотерапевт MrPatogen.